Глоссарий

А

АБЕРРАЦИЯ — Искажение изображения, вызванное несовершенством оптической системы фотоаппарата. Аберрации менее выражены в дорогих объективах. Различают аберрации: дисторсию, хроматическую и др. Дисторсия приводит к искажению геометрии рисунка: увеличение центральной части и краёв отличаются. Хроматическая аберрация наиболее распространена в оптике компактных цифровых фотоаппаратов и выражена появлением фиолетовых ореолов на контрастных границах в изображении.

АВТОФОКУСА СИСТЕМА — Автоматическая наводка объектива на резкость. Система автофокуса в качестве опорного объекта берёт центр кадра или выбирает ближайший к фотографу объект и наводит резкость по нему. Во многих современных фотоаппаратах точку фокусировки можно выбрать самостоятельно на поле кадра.

Алиасинг — Возникновение муара и артефактов на изображении. Причина алиасинга в том, что при оцифровке информации превышающей частоту выборки (для матрицы ограничивающим является размер пикселя) высокочастотная составляющая проявляется в виде артефактов. При съёмке регулярных структур, тканей и т. п., артефакты принимают форму муара. Для устранения проблемы матрица камеры имеет антиалиасинговый фильтр.

АПЕРТУРА — То же, что диафрагма.

Б

БАЙОНЕТ — Система крепления съёмного объектива к фотоаппарату.

БАЛАНС БЕЛОГО — Регулирование оттенка белого цвета в изображении. При разных источниках света белый цвет в кадре может иметь различные оттенки. Независимо от типа освещения человеческий мозг приспосабливается к нормальному восприятию белого цвета, поэтому буквальная передача цветов сцены обычно неудовлетворительна. Система баланса белого в цифровом фотоаппарате устраняет оттенки действующих источников света, улучшая изображение. Баланс белого может работать автоматически, по заданным типам освещения (солнце, лампы накаливания и т. д.), в откалиброванном режиме. Калибрация заключается в съёмке эталонной серой карты, помещённой в композицию сцены.

БЛЕНДА — Приспособление для объектива в виде трубы, часто сложной формы, для предотвращения попадания нежелательных световых лучей на оптику, приводящих к паразитным засветкам и бликам кадра.

Большой формат — Фотокамера для работы с листовой плёнкой. При помощи специальных адаптеров возможно использование среднеформатной плёнки или цифровых задников. Камера большого формата обладает подвижной передней и задней стенкой. Конструкция позволяет контролировать положение глубины резко изображаемого пространства, исправлять перспективные искажения.

БРЕКЕТИНГ — Автоматическое снятие серии кадров с незначительно отличающимися параметрами (экспозиция, баланс белого, резкость и т. д.) для последующего выбора наилучшего варианта. Брекетинг применяется при неоднозначных условиях съёмки, требующих эксперимента.

В

ВИДОИСКАТЕЛЬ — Часть в фотоаппарате для наблюдения за сюжетом, помогающая оценить и скомпоновать кадр. Видоискатели бывают оптическими, зеркальными, электронными. Наилучший видоискатель зеркальный, показывающий реальное изображение через объектив фотоаппарата. Фокусирование и изменение фокусного расстояния непосредственно оцениваются через зеркальный видоискатель. Электронный видоискатель состоит из линзы и ЖК-дисплея малого размера. Электронные видоискатели не передают всех деталей изображения, верного цвета, обладают задержками. Оптический видоискатель обычно имеет ограниченную область зрения: 70-80% от всей площади.

ВИНЬЕТИРОВАНИЕ — Затемнение углов кадра. Может быть вызвано конструкцией объектива, блендой, дополнительными оптическими насадками.

ВСПЫШКА — Импульсный источник света. Любительские фотоаппараты часто имеют встроенную вспышку. Использование вспышки необходимо при недостаточном освещении или контровой съёмке. Возникающий от использования вспышки на портретах эффект красных глаз, зависит от её близости к оптической оси объектива. Чем дальше вспышка от объектива, тем менее выражен данный эффект. Диапазон действия вспышки ограничен и часто она не применима при макросъёмке.

ВЫДЕРЖКА — Время, в течение которого свет попадает на чувствительный элемент или поверхность плёнки.

Г

ГИПЕРФОКАЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ — Фокусное расстояние, при котором объектив даёт резкое изображение всех предметов, начиная с определённой дистанции и до бесконечности. Значение зависит от выставленной диафрагмы, физического размера матрицы или формата плёнки.

Гистограмма — График распределения одного из каналов изображения: яркости, красного, синего, зелёного. В любительских камерах наиболее распространено отображение гистограммы по яркости. Назначение гистограммы контроль экспозиции. Гистограмма позволяет выявить пересветы или недодержку.

ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ — Глубина резкоизображаемого пространства (ГРИП). Диапазон расстояний, в котором все предметы объектив будет показывать резкими. Резкость от объекта фокусирования изменяется постепенно, поэтому критерий ГРИП фотографы могут трактовать по-разному.

ГНЕЗДО ШТАТИВНОЕ — Резьбовое отверстие в фотоаппарате для закрепления его на триподе или моноподе. Жёсткое закрепление камеры необходимо для студийной съёмки и для избавления от дрожания на длинных выдержках.

ГОРЯЧИЙ БАШМАК — система крепления внешних переносных вспышек. Большинство производителей в горячем башмаке делают свою разводку контактов, в результате с фотоаппаратом можно использовать все функции только родных вспышек данного производителя.

Д

Дальномерная фотокамера — Камера, как правило, с ручной фокусировкой. Фокусирование осуществляется с помощью встроенного оптического дальномера.

ДИАФРАГМА — Приспособление в объективе, ограничивающее проходящий через объектив свет. Значение, характеризующее степень открытия диафрагмы называется диафрагменным числом или просто диафрагмой. Ключевые значения диафрагмы: f/2, f/2.8, f/4 и т. д., — уменьшают световой поток в два раза.

ДИНАМИЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН — Способность матрицы или плёнки передавать множество цветов реальной сцены.

З

ЗУМ-ОБЪЕКТИВ — Объектив с переменным фокусным расстоянием.

Зум цифровой — Увеличение изображения за счёт кадрирования в фотоаппарате. Изображение может увеличиваться до исходного размера, тогда теряется детализация и резкость. В другом случае восстановление размера не происходит — изображение получается меньше.

Заполняющий свет – тип освещения объекта, дополнительный по отношению к рисующему. Заполняющий свет дорабатывает детали, скрытие тенью, создаваемой рисующим светом. Источник заполняющего света должен находиться на некотором отдалении от источника рисующего света.

К

КИТ (Kit) — Комплект из зеркального фотоаппарата и объектива.

Контровый свет — используется при съемке ярких сюжетов, часто применяется для создания эффектных рекламных плакатов. Это особое направление света — когда съемка ведется против источника света (например, фотографируется дерево на закате, а солнце находится за ним). Если использовать эту технику съемки во время отдыха на пляже, то все люди на фотографиях получатся более загорелыми.

Композиция – система размещения снимаемых объектов в кадре. Считается, что такое размещение должно быть гармоничным, связи между объектами должны быть продуманными и естественными, с учетом фона, цвета, тональности и геометрической перспективы. В композиции также важным является соотношение статического и динамического момента, главных и второстепенных объектов, совершенного и несовершенного действия, внутреннего характера (неявного, но подразумеваемого) и его внешнего проявления. В композиции, кроме того, мы часто можем наблюдать влияние моды, распространенных социально-психологических стереотипов и художественных предпочтений авторов съемки.

М

МАКРОСЪЁМКА — Съёмка объектов с увеличением или в натуральном размере. Для макросъёмки в цифровых фотоаппаратах часто имеется специальный режим. Объектив в макрорежиме обычно устанавливается в заданный диапазон фокусных расстояний. Минимальная дистанция съёмки зависит от фокусного расстояния. Автоматическая наводка на резкость в цифровых фотокамерах часто вызывает трудности, если объект занимает незначительную часть кадра. В этом случае кадр нужно перекомпоновать или перейти в ручной режим.

МАТРИЦА — Чувствительный воспринимающий элемент цифровой камеры, состоящий из множества фотодетекторов. Матрица характеризуется числом фотодетекторов или точек. Миллион точек принято обозначать мегапикселем (Мпикс). Современные фотоаппараты содержат от двух до восьми Мпикс в матрице, что позволяет получить качественный печатный снимок размером от 10х15 до 30х45 см. Матрицей также может называться ЖК-дисплей.

Муар — См. Алиасинг.

О

ОБЪЕКТИВ — Оптическая система, проецирующая изображение на матрицу или плёнку. Объектив характеризуется светосилой, фокусным расстоянием. Объектив с переменным фокусным расстоянием называется зум-объектив. Объектив с постоянным фокусным расстоянием называется фикс-фокалом. Важный параметр объектива минимальная диафрагма. В цифровых фотоаппаратах она часто ограничена значением f/8.

Отражённый свет – свет, передаваемый в камеру объектами съемки, отразившими своей поверхностью активные (естественные и искусственные) источники света. Именно отраженный свет принимается в расчет при установке экспозиции и формировании сцены съемки.

П

ПИКСЕЛЬ — Точка. В цифровом фотоаппарате пикселю может соответствовать несколько фотодетекторов.

ПРИОРИТЕТ ВЫДЕРЖКИ — Режим, в котором при заданной фотографом выдержке диафрагма рассчитывается и выставляется автоматически.

ПРИОРИТЕТ ДИАФРАГМЫ — Режим, в котором при заданной фотографом диафрагме выдержка рассчитывается и отрабатывается автоматически.

ПРОГРАММНЫЙ РЕЖИМ — Съёмка в программном режиме происходит при автоматическом выставлении параметров экспозиции. Экспопара может определяться внутренней базой данных фотоаппарата или только по освещённости сцены.

Р

Рисующий свет – тип освещения объекта, подчеркивающий его общий контур, главные детали и светотеневую структуру. Ослабление рисующего света приводит к силуэтности, размытости и нечеткости в изображении объекта.

С

СВЕТОСИЛА — Наименьшая возможная диафрагма при заданном фокусном расстоянии. Для фикс-фокалов указывается одно значение f/N, где N светосила объектива. Для зум-объективов приводится диапазон светосилы. Первое значение в широкоугольном, второе в теле положении фокусного расстояния. Зум-объективы с постоянной светосилой одни из лучших и дорогих.

СИНХРОНИЗАЦИЯ СО ВСПЫШКОЙ — Наименьшее время полного открытия затвора, необходимое для правильного экспонирования кадра освещённого вспышкой.

Средний формат — Профессиональная фотокамера для среднеформатной плёнки (тип 120 или 220). В настоящее время ко многим модульным среднеформатным камерам могут быть присоединены цифровые задники.

Стабилизатор изображения — Стабилизатор изображения снижает дрожание изображения в кадровой плоскости, тем самым позволяя снимать на более длинных выдержках с рук. Стабилизаторы бывают двух типов: оптический, стабилизатор матрицы. В оптическом стабилизаторе используется «плавающий» элемент в объективе. Стабилизатор матрицы реализуется за счёт «подвешенной» матрицы и миниатюрного гироскопа. Стабилизатор позволяет получить выигрыш в выдержке на 1 — 3 стопа.

СТОП — Ступень экспозиции. Стоп для диафрагмы есть разница, например, между f/2.8 и f/4, f/4 и f/5.6. Для выдержки стоп означает изменение времени в два раза. Стоп соответствует изменению попадающего на матрицу или плёнку света в два раза.

СТУПЕНЬ ЭКСПОЗИЦИИ — См. стоп.

СЮЖЕТНЫЙ РЕЖИМ — Один из заданных производителем сюжетов, которые устанавливаются через настройки фотоаппарата. Сюжет влияет на выбор оптимальной экспозиции для данных условий съёмки, внутреннюю обработку снимка цифровой фотокамерой и установку других функций: программных фильтров, режима вспышки и т. д. Примеры сюжетных программ: спорт, портрет, пейзаж, ночная съёмка.

Ф

ФИКС-ФОКАЛ — Объектив с постоянным фокусным расстоянием.

ФИЛЬТР — В традиционной плёночной фотографии специальное стекло, устанавливаемое на объектив в целях изменения изображения. Фильтры из цветного стекла широко используются в чёрно-белой фотографии. С помощью фильтров можно получать различные спецэффекты: мягкое размытие для портретов, ореолы в виде звёздочек вокруг источников света, дублирование частей картинки, цветные градиенты и т. д. В цифровой фотографии распространены программные фильтры, меняющие характер изображения через внутренний процессор фотоаппарата.

ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ — Расстояние от центра линзы, на котором проецируется изображение бесконечно удалённого объекта.

ФОРМАТ ИЗОБРАЖЕНИЯ — В цифровой фотографии характеристика файла изображения: линейных размер, тип файла. Размер и тип задаются в настройках фотоаппарата. Распространены следующие типы файлов: jpeg, TIFF, RAW. Формат jpeg подвергает изображение сжатию. При большом уровне сжатия возможно видимое ухудшение качества снимка. Данный формат наиболее быстрый, удобный и распространённый. TIFF — файл с изображением без сжатия. Недостаток в значительном замедлении съёмки и большом расходе памяти фотоаппарата. RAW (сырой) формат сохраняет информацию с матрицы непосредственно. Объём файла и скорость могут быть лучше TIFF, но далеки от jpeg. Параметры сырого изображения задаются при его конвертации в другие распространённые форматы: баланс белого, экспопоправка, резкость и т. д.

ФОТОАППАРАТ ЗЕРКАЛЬНЫЙ — Конструкция фотоаппарата, в которой применено зеркало для передачи изображения с объектива на пентапризму видоискателя (TTL). Фотограф видит то же изображение, что попадёт при экспонировании на матрицу или плёнку.

Ч

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ISO — Величина светочувствительности в системе ISO характеризующая фотоматериал или матрицу цифрового фотоаппарата. Большие значения чувствительности уменьшают экспозицию, увеличивают число ситуаций, в которых возможна съёмка без дополнительных источников света и без штатива. Рост чувствительности приводит, как правило, к снижению качества изображения.

Ш

ШУМ — Случайное отклонение цвета точки от реального. Шумное изображение содержит много инородных цветных точек. Шум возникает при длительных выдержках или высокой чувствительности матрицы. В цифровые фотоаппараты иногда встраивают систему подавления шумов. Другой способ уменьшения шумов готового снимка — уменьшение его размера.

Э

ЭКСПОВИЛКА — См. брекетинг.

ЭКСПОЗИЦИЯ — Совокупность выдержки и диафрагмы. Экспозиция определяет количество попадающего света на поверхность плёнки или чувствительного фотоэлемента для правильной передачи изображения.

E

Exif — Exchangeable image file format. Стандарт, позволяющий добавлять к изображениям и аудио-файлам дополнительную информацию, комментирующую этот файл, описывающий условия и способы его получения, авторство и т. п. Как правило в Exif информации можно найти значения диафрагмы, выдержки, чувствительности, фокусного расстояния с которыми был выполнен снимок.

M

MTF — Частотно-контрастная характеристика. Может выступать в качестве характеристики оптической системы, объектива. MTF показывает насколько хорошо передаётся контраст малых деталей. Единица измерения MTF частота. Распространённые графики MTF: по физической площади кадра, по частоте.

N

NEF — Формат RAW в фотокамерах Nikon.

R

RAW — Профессиональный формат изображения в цифровых фотокамерах. В RAW сохраняется непосредственная информация с матрицы камеры. Сведение изображения выполняется на компьютере в специальных программах-конвертерах. Формат RAW более ёмкий, чем JPEG за счёт большей битности (от 12 бит). RAW даёт дополнительную гибкость в корректировке яркости, контраста, резкости фотографии.

Извините, в данный момент комметарии закрыты.

© 2017 Фотоклуб "Таймыр" Знакомые посоветовали для ремонта эту компанию. Отделку под ключ нашего гнездышка сделали отлично.
Rambler's Top100