Предлагаем вашему вниманию интервью с нашей дорогой «Норильчанкой», другом фотоклуба, замечательным фотографом Еленой Чернышовой, которая со своей фотоисторией о Норильске, стала призёром международного конкурса World Press Photo 2014.

 

 

Какой самый популярный вопрос, тебе задают на «материке» о Норильске?

СМИ все время спрашивают,что удивило в Норильске. А простых людей интересует, «как же там люди выживают».

 

А что самое забавное случилось с тобой здесь?

Я гуляла по заброшенной гостинке на улице Лауреатов, готовой под снос. Бродила по всем этажам, заглядывала в комнаты, хранившие на своих стенах неповторимую печать когда-то протекавшей в ней жизни, рисуя в воображении характеры ее владельцев: кавказские горы на фотообоях, веселая березовая роща, залитая солнечным светом, искрящиеся фонтаны с классической балюстрадой, покрытые свежим инеем… Очень был медитативный процесс.. И тут, проходя мимо лестничной клетки боковым зрением заметила силуэт, вооруженный бревном.

ААААААААААА, — закричали мы одновременно в полный голос. У меня в руке был увесистый трехкилограммовый штатив. За мгновение поняли, что оба мы нормальные люди.

- Что вы тут делаете?

- Руины снимаю. А вы?

- А я с материка, на пару дней по работе приехал. Поднимался на крышу, чтобы посмотреть на кладбище…

 

 

Что удивило больше всего?

Это любимый вопрос всех СМИ :) Больше всего меня удивили в Норильске люди: отзывчивые, с зажигательным чувством юмора, без которого здесь просто не выжить, очень теплые, веселые, общительные, полные энтузиазма.

Я никогда нигде столько не смеялась как в Норильске. Друзей и знакомых у меня теперь больше в Норильске, чем в Москве!

Одежды то много теплой осталось, ты теперь будешь мотаться по Северам, не надоел холод?

Да комплект пригодился и продолжает служить. К счастью уже были возможности съездить в другие северные регионы. Севером я по-настоящему «заболела»… Люди мечтают о морях, пальмах, тепле, а мне снится хруст искрящегося снега, крепкий морозец, северное сияние… Хотя, признаюсь, рада, что работала над репортажем в прошлом году – полтора месяца под -50 я бы с трудом выдержала :)

 

Какие планы теперь?

Планов очень много. Говорить о них сложно, потому что все постоянно меняется. Какие-то проекты аннулируются, другие неожидано появляются. В настоящий момент я работаю над небольшими историями, связанными так или иначе с севером.

Такого глобального проекта как Норильск у меня пока нет. Есть несколько идей, но они меня пока так сильно не вдохновляют как это было с идеей о Норильске. Пусть зреют дальше.

 

 

Тебя победы вдохновляют, или наоборот дают возможность расслабиться?

Победы вдохновляют, но уж точно не расслабляют… Ниже поставленной планки «прыгать» уже нельзя.

Можешь дать совет молодым норильским фотографам о съемке, об отношении к фотографии и объекту съёмки.

Самое ценное, что есть у фотографа – это время. Фотография – это взаимодействие со временем. Чтобы выхватить то самое мгновение, нужно долго наблюдать, искать, не ставя временных границ. Иногда сюжет приходит стихийно и нужна реактивность, а иногда нужно долго изучать пространство, наблюдать действие, пытаясь найти его высшую степень выразительности. И лучше никогда не снимать пулеметной очередью. Нужное мгновение – одно, и в потоке сейрийной съемки тот самый кадр как раз очень легко упустить.

Моим личным адом, является отбор фотографий, а как проходит этот процесс у тебя?

Это скорее чистилище ))) Отбор фотографий и конструирование фотоистории это всегда самый сложный процесс для фотографа. У нас много эмоциональных привязанностей к своим фотографиям. Мы в них видим то, что осталось за кадром и что всегда будет невидимо для зрителей.

Есть простой способ – дать материалу отлежаться. Лучше не смотреть съемку хотя бы две недели, чтобы сменились впечатления и восприятие.

Я всегда пользуюсь системой пошаговой фильтрации. Очень помогает показывать спорные кадры друзьям, коллегам, профессионалам. Их мнения часто противоречивы и не совпадают, поэтому последнее слово остается за фотографом.

По каким принципам ты выстраивала серию, для сайта, для конкурса, для журнала?

При конструирование истории важно, чтобы каждый новый кадр нес дополнительную смысловую нагрузку, рассказывал о чем-то новом, нужно избегать повторений. Также опасно ставить кадры, которые слабее других, они сразу же тянут уровень всей истории вниз.

Сайт – это мое личное пространство самовыражения. Я поставила для себя ограничения – не больше 50 картинок, иначе трудно будет смотреть.

С журналами проще. Если редакция заинтересована в материале, то они просят как правило выслать большой выбор фотографий — 100-150. Фоторедакторы знают о сложностях отбора для фотографов, знают, что многие «шедевры» мы выкидываем, поэтому хотят видеть максиму. Так в серии, представленной на WPP есть кадры из «мусорки», спасенные редакторами.

К конкурсу нужно подходить особенно внимательно, изучая их специфическую направленность, ведь представить можно всего 10-15 кадров, именно от них будет зависит результат. К каждому конкурсу я всегда делаю по несколько вариантов, просматриваю их периодически, мучаю друзей, пока наконец не приду к одному единственному.

Спасибо, за соус бешамель, и экскурс во французскую кухню, а ты что научилась здесь готовить? У тебя поменялись гастрономические пристрастия?

САГУДАЙ ! Ура ! Это самое прекрасное блюдо, которое я открыла в Норильске. Очень мне его не хватает на материке )))

И все-таки, почему Норильск? ( я то помню, но для других)

Потому что Норильск – это уникальный город на земле, таких городов больше в мире нет.

Специально для фотоклуба «ТАЙМЫР»

Надежда Римская и Евгений Щемилин

© 2017 Фотоклуб "Таймыр"
Rambler's Top100