tulchinsky2
Альфред Тульчинский – специально для Фотоклуба «Таймыр».

Я пишу свои воспоминания о далеком времени, середине 60-х годов прошлого века. Это было удивительное время, в какое современный молодой человек не сможет поверить: мир еще и не подозревал об интернете, фотография была уделом элитных людей, которые могли позволить себе фотоаппараты, хотя дешевые, очень доступные вполне приличные по рабочим качествам аппараты ( слово «камера» тогда не было в обиходе) можно было купить. Проблемы были с обработкой материалов, не у всех дома были ванные комнаты, где можно было бы установить громоздкие увеличители, расставить ванночки, повесить оранжевый фонарь… Вот почему аппараты были у единиц, может чуть больше, поэтому не было УВЛЕЧЕНИЯ фотографией, потому что — и это важно! — фотографы газет и журналов, даже местных, были людьми элитными, известными, их имена знали и на них не посягали. Любители редко участвовали в конкурсах, их было совсем мало. Вывод прост — полвека назад фотография была редкостным делом, любой известный репортер был в глазах читателей и вообще народа фигурой важной, ибо именно эти люди (плюс кинохроникеры) были настоящими хранителями истории страны, своих городов, а это справедливо считалось дело важным, даже государственным.
Автор (на переднем плане) и Владимир Чин-Мо-Цай готовят снимки к самой первой норильской выставке. 1967 год.

Я говорю о годах, когда телевидение делало свои первые шаги, и я как работник- редактор и репортер Норильского телевидения — был одним из этого небольшого отряда людей, хранителей истории. В Норильске этот «отряд» состоял из пяти — восьми человек, для кого фото (или кино) графия были не просто работой, а делом чести. Сегодня над этими словами могут смеяться очень многие, но тогда было иное время, иные ценности, была настоящая романтика, о какой сегодня люди мало знают… Я никогда не был штатным фотографом, но я уже тогда понимал исключительное значение фотографии, и сегодня, через полвека, мои давние мысли и ощущения полностью подтвердились, ибо до каких бы небесных высот ни поднялись технологии, фотография ( в любой форме — цифровой или пленочной) останется уникальнейшим способом создания документальной летописи жизни.
Первомайская демонстрация 1966 года

У нас на телестудии было несколько кинооператоров, они тоже снимали, но они не могли успеть везде. Вот почему я, отправляясь в бесконечные командировки по Таймыру и дальше, всегда имел с собой аппарат или два, и снимал, снимал, снимал… Кстати, тогда еще не было и портативных магнитофонов, все интервью надо было записывать от руки в блокнот. Снимков было много, и возвращаясь на Норильское телевидение, мы делали вот что: я печатал сотни путевых или событийных фотографий, а киношники переснимали их, особым образом монтировали, и получались документальные «кинофильмы», полностью построенные на моих фотографиях. Интересно, что и сегодня этот способ жив-здоров, что такое, скажите , слайд-шоу со всякими формами монтажа?!?
Еще 1966 году фотография как явление в Норильске отсутствовала, тогда же руководством комбината было решено создать свою фото службу, думаю, с главной целью — пропагандировать достижения Норильска. Я уверен, что это было правильное решение, ведь в те годы город был уникально важным для страны ( золото, платина, никель, медь, уголь и много чего еще)… Он был невероятно притягательным для знаменитостей (спортсменов, ученых, артистов, певцов, музыкантов, исторических фигур), и я был привилегирован тем, что на телестудии вел интервью со многими из них. Жизнь поэтому была у меня очень интересной — масса новых знакомств и всего, что вокруг. И это при том, что Норильск был абсолютно закрытым городом, — въезд по спецпропускам, особый режим в городе, абсолютная власть милиции… Были интересные правила, касающиеся фотографии и вообще любой съемки в городе: запрещено было снимать заводы и фабрики снаружи и внутри, мы это всегда делали со спецразрешениями. Мало этого — съемка с высоты пятого этажа считалась «шпионской», это принимали за съемку плана местности…
Февраль 1966 — первое солнце

Было немало удивительного для нынешнего молодого человека, но ЭТО было, а главное — ЭТО не вызывало никаких вопросов у людей, мы жили по правилам, и каждый, кто правила не нарушал, никогда не имел проблем.
При том, что жизнь шла по довольно жестким правилам, были уникальные исключения. Сегодня многие люди со злой памятью говорят без конца о том, как зажата была возможность говорить о минусах жизни. Да это было, но было и другое. Вспоминаю, как я, с личного разрешения В.И. Долгих, подготовил и провел в эфире полуторачасовую передачу о… детской проституции в Норильске. И было это в юбилейном 1967 году!!!!! Такое было возможно только в Норильске!
Когда в 1966 году было решено создать фотослужбу комбината, у руководства возник вопрос: кого назначить руководить этой службой. Выбрали Владимира Чин-Мо-Цая, уж не знаю, по каким критериям, скорее всего по кадровым. О профессиональности тогда никто не думал, все в Норильске было самодеятельным, хотя Владимир был настоящим фанатиком фотографии. Он приласил к себе несколько знакомых, его правой рукой надолго стал, по-моему, Ищенко, — так началась служба, призванная заниматься съемкой людей и производства, изготовлением плакатов и альбомов. Снимали героев труда и новые улицы, словом накапливали архив. Думаю, что у них было сделано немало. И вот, в самом начале 1967 года , когда заговорили о Юбилейном фестивале Норильска, я сказал Чин-Мо-Цаю, что неплохо бы провести первый конкурс фотографии, а перед этим создать свой клуб. Не думаю, что я был революционером в этом деле, мысль об объединении фотографов города уже витала в воздуха, надо было только чуть подтолкнуть ее… Народу было мало, но клуб создали, назвали его «Таймыр» , и объявили конкурс. Фестиваль вызвал бурю энтузиазма, все, имевшие отношение к культуре, задвигались, начали искать материалы , создавать сценарии, словом, город ожил. Я тоже стал одним из первых членов клуба, но всеми делами клуба занимались люди Чин-Мо-Цая, я был в постоянных разъездах и было не до клуба.
Но к конкурсу я готовился, и вот результат — на этом юбилейном (50 лет Революции) конкурсе были вручены в конце 1967 года две золотые медали: Чин-Мо-Цаю за один из снимков ночного Норильска ( очень хорошая фотография!) и мне за «Бабушку Варвару» (золотую медаль храню по сей день и со временем обязательно передам ее в Клуб «Таймыр»). Помню, что серебро досталось репортеру «Заполярки» ( нашей главной и единственной газеты) Жуйкову. Бронза — одному из наших телеоператоров… Но главным результатом было то, что огласка результатов вызвала неожиданно бурную реакцию. Оказалось, что в городе, где народ был и культурным, и неплохо зарабатывал, было много «скромных» фотолюбителей, стеснявшихся показать свои работы. Их начали приглашать в клуб, и люди оживились, появилась какая-то фото жизнь. Мы помогали любителям ориентироваться в пространстве, участвовать в разных конкурсах. Так фотография стала общественным явлением.
Не судите меня строго, прошло полвека, и я могу не помнить многие детали или имена. Но суть явлений передана точно!
Оформление нашей первой Фестивальной выставки 1967 года.
Что было дальше, мне трудно сказать, слишком много было изменений в жизни города, да и я в 1969 году перебрался из Норильска в Москву.
Возможность узнать что-то о фото жизни Норильска у меня появилась лишь в 1991 году, когда меня пригласили из Нью-Йорка в Заполярье, чтобы отметить вместе с ними студийный юбилей. Последним из фото-могикан Норильска для меня был очень симпатичный человек по имени Борис Никандров. Он рассказал мне о том, что фото службы комбината больше нет, архивы еще есть, но неизвестно, в чьем точно распоряжении. Я не хочу говорить о деталях, я не мог его много об этом спрашивать. Единственное, что я понял: в Норильске так и нет единого настоящего архива городской жизни, жизни комбината… Я говорю не о парадных или скучных официальных фотографиях, а о настоящих живых картинах жизни, ведь только они могут дать возможность понять, каким же был город, его люди, его дух, его настроение. Вот почему я рад сообщить, что часть такого архива все-таки сохранилась у меня, и я сберегаю ее ( эти несколько сотен снимков тех давних лет) с особым чувством. Но оказалось, что никакого ответного чувства ни у кого в Норильске не было. Все мои попытки передать кому-то этот большой архив северных фотографий, документов и историй, с ними связанных, кончились фиаско. Последний шанс — встреча 2010 году с руководством Норильского землячества в Москве, где я был обманут и в результате категорически отказал им в праве использовать мои исторические норильские фотографии. Сейчас я с удовлетворением заявляю, что право хранить и использовать весь мой архив я передаю Норильскому фотоклубу «Таймыр» и его руководителю Евгению Щемилину.

С уважением,
Альфред Тульчинский, почетный член фотоклуба «Таймыр»,
Журналист, издатель, доктор философии
Нью-Йорк, США, Февраль 2012 года

2 Ответов к “ФОТОГРАФИЯ В НОРИЛЬСКЕ: ИСТОКИ”

  1. Евгений Щемилин:

    Интересно читать, уникальная информация, истоки просто необходимо знать!

  2. Ярослав Логинов:

    Очень интересная и познавательная статья. Во время чтения погрузился в атмосферу того времени. Хотелось бы посмотреть тот снимок за который Вы получили медаль. Как Евгений уже написал выше истоки создания, да и историю фотоклуба знать необходимо.
    Большое спасибо Вам за все статьи и поддержку нашего (вашего) клуба.

© 2017 Фотоклуб "Таймыр"
Rambler's Top100