афиша-выставки-пожарской-1_1вэб

10 сентября в 18-00 в Норильской Художественной галерее пройдет открытие выставки Светланы Пожарской «Сканограммы».
На сегодняшний момент Светлана Пожарская — заслуженный работник культуры РФ, участник и призер многочисленных выставок и фестивалей, является ведущим фотографом России, работающим в технике сканографии. Изображение в сканографии возникает без участия фотоаппарата. Предметы раскладываются прямо на стеклянной панели сканера и… сканируются точно так же, как обычные документы или рисунки. Несмотря на всю свою внешнюю простоту, занятия сканографией требуют безупречного вкуса, композиционного чутья и умения вложить в сочетание самых обычных предметов новое, часто парадоксальное содержание.

У Светланы Пожарской есть самые главные для художника свойства: бесконечная жажда познания и безошибочное чувство гармонии. В ее натюрмортах вещи словно проявляют свою истинную суть, они заставляют зрителя остановиться и внимательно вглядываться, — так же внимательно, как если бы перед ним была хорошая голландская живопись, наделенная не только внешней красотой, но и глубоким философским содержанием. И сама Светлана Пожарская часто говорит о том, что идеи для своих работ чаще находит скорее в живописи, а не в фотографии. Иногда она даже создает работы по мотивам живописи Петрова-Водкина или Штеренберга. Но в принципе источником вдохновения могут служить самые разнообразные вещи – осенние листья, кухонная утварь, цветы, старая обувь, чугунный утюг… Она любит цитировать стихотворение Новеллы Матвеевой «Душа вещей»: «Люблю дома, где вещи – не имущество…» и действительно преобразует реальность, показывая не сами предметы, но заложенный в них глубокий смысл.

На стенах выставочных залов и галерей сканограммы Светланы странным образом выглядят как «окна» в какой-то другой мир, — мир, в котором не нужно никуда торопиться, где вещи живут собственной, неторопливой жизнью, храня в себе отпечатки характеров бывших и будущих владельцев. Композиция построена настолько безукоризненно, что перестает быть заметной и кажется чем-то само собой разумеющимся; цвет воспринимается как неотъемлемая часть эмоционального содержания работы. При этом в каждой работе есть чарующая недосказанность, и, возможно, именно она и придает работам Светланы Пожарской особенную привлекательность для зрителя.

Анна Баскакова
искусствовед

Светлана Георгиевна Пожарская — живет в Москве. Более 25 лет проработала ведущим специалистом отдела фотоискусства ГРДНТ (Государственного Российского Дома народного творчества). Член Союза журналистов России. Ответственный секретарь Союза фотохудожников России. Куратор детской и молодежной фотографии. Член жюри, участник и призер международных, всесоюзных, российских фотовыставок, фестивалей и конкурсов. Автор многочисленных статей по фотографии и книг: «Фотобукварь» (в соавторстве с А.Агафоновым), издательство «Детская литература» (1993г), «Фотомастер», Москва, изд-во «Пента» (2001г.), «Школа фотографа. Антология детской и молодежной фотографии», «Галерея фотомастеров»» (издательство «Галарт»). 12 персональных выставок в Росси и за  рубежом. В настоящее время преподает фотографию в Школе журналистики газеты «Известия», в Школе современной фотографии «Photoplay», Школе Михаила Геллера  и др. С 2004 года ведет свою творческую мастерскую. Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

«…Моя любовь к фотографии в своем развитии пережила несколько этапов. В первое время она была для меня лишь увлекательной игрой со светом и тенью, когда проявка каждой пленки, печать любого снимка воспринималась как чудо, как занимательный фокус. Я щелкала затвором фотоаппарата направо и налево, особенно не задумываясь о том, что снимаю и зачем. Мне нравился сам процесс. Эта игра в «щелкунчики» как-то незаметно переросла в потребность всегда иметь камеру при себе — как записную книжку. Только теперь из пулеметчицы я перешла в снайперы. Сегодня каждый кадр требует от меня большой внутренней подготовки. Лишь когда «замкнет» треугольник (чувство-мысль-реальность), я нажимаю на спуск фотоаппарата. Этот момент и есть мгновение истины, которое пытаюсь поймать и остановить. Более всего ценю в фотографиях недосказанность, позволяющую зрителю соучаствовать, сопереживать увиденному. Тогда действительно происходит чудо: фотоотпечаток из плоского, двухмерного измерения, из мертвого пространства фотобумаги и остановленного во времени отпечатка жизни переходит в другую реальность. Он как бы вновь оживает в чувственном и духовном восприятии зрителя.

На этой выставке представлены работы нового этапа творчества. Сделаны они без участия фотоаппарата, в технике сканографии. Фотографию, полученную путем сканирования, называют сканограммой. По принципу создания сканограмма очень напоминает фотограмму, но в отличие от нее предметы кладутся непосредственно на стекло сканера и после сканирования сохраняются в TIFF-формате с помощью программы Photoshop, а затем распечатываются, как обычные цифровые фотографии.

Когда-то давно, на заре открытия светописи, знаменитый художник Поль Деларош после просмотра дагерротипов воскликнул: «С этого дня живопись умерла!». Конечно, подобно  этой исторической аналогии, я не хочу заявить, что «с этого дня фотоаппараты – умерли!». Слава богу, фотография и в профессиональном, и в творческом плане — настолько широкая область применения, что места под солнцем хватит всем. Но поверьте — это очень интересное и увлекательное занятие. Попробуйте, возможно, и вас сканография возьмет в «творческий полон» и из любопытного увлечения перерастет в серьезное занятие. Главное, чтобы воображение работало да вкус не подвел…».

Светлана Пожарская

© 2018 Фотоклуб "Таймыр"
Rambler's Top100